Событийный туризм на Байкале.
Жизнь бурята – это постоянная занятость. Ведь кроме работы, учёбы и прочих житейских рутин им нужно уделить внимание семье. И что же тут удивительного, спросите вы, семья для всех народов важна. И мы ответим, что так-то оно так, но если вы (и мы) считаете близкими лишь родственников 2-3 степени, то у бурят это полноценные семь поколений. Вот и получается, что бурятская свадьба – это человек триста, и все родня. Вот и получается, что кроме свадеб есть дни рождения и прочие торжества, так что жизнь бурята – сплошной праздник. Но нам с вами на эти праздники не попасть. Зато мы можем пробраться на бурятские праздники общенационального масштаба и даже принять в них участие. Начнём с главных.
Сагаалган
Русские любят удивлять иностранцев тем фактом, что помимо нового года у нас есть ещё и старый новый год. А вот у бурятов их целых три. И главный среди новых годов – Сагаалган, праздник белого месяца. В старинные времена его отмечали в окрябре, после перекочёвки на зимники, когда все осенние заботы окончены и можно позволить себе праздник. Именно в этот день буряты прибавляли год скоту (хотя на самом деле вновь родившимся телятам исполнялось лишь полгода) и себе.
Но с приходом буддизма празднование Сагаалгана перенесли на новый год по восточному календарю. В этот день (в 2019 это 5 февраля) у жителей республики Бурятия официальный выходной.
К празднику готовятся загодя, ведь нужно хорошенько убрать дом, приготовить праздничную одежду (в старину это были одеяния из парчи) для членов семьи, подарки. Экономить на Сагаалган нельзя. В канун нового года верующие встречают великую защитницу учения Будды, Палден Лхамо. Пока она облетает Землю с ревизией, следует находиться дома в кругу своей семьи. Для бурят именно Сагаалган – семейный праздник, тогда как канун календарного нового года – повод встретиться на вечеринке с друзьями.
Верующие делают подношения божествам, возжигают зула (лампадки), а с утра отправляются в храм на обязательный хурал. После хурала принято ходить в гости, преподносить подарки (большинство из них белого цвета), угощать друг друга белой пищей. Первыми посещают самых старших и уважаемых. Кроме подарков принято подносить друг другу хадаки – ритуальные платки – в знак дружбы и благорасположения.
Сурхарбан
Если Сагаалган в старинные времена – ознаменование зимней передышки, то Сурхарбан (от бурятского «стрельба в сур», то есть кожаную мишень) – летнее межсезонье, задабривание духов от падежа скота, возможность выдохнуть после тяжёлой работы, встретиться с земляками, с головой окунуться в историю предков под бесконечным бурятским небом… В песне Олега Медведева поезд на Сурхарбан – символ бесконечности жизни бурята (или «степняка», как зовёт его автор), символ веры народа в свою особенность и единение с природой. «Твой поезд идёт, морзянкой поют рельсы: знай меня, верь в меня, жди меня долго…»
А теперь о традициях. Этот праздник издавна отмечали все монголоязычные народы после посевных работ и отёла скота, обязательно в выходной день. Изначально он назывался «Эрын гурбан наадан», что в переводе означает «три игры мужей», а именно стрельба из лука, конные скачки и бурятская борьба. Эти три навыка были чрезвычайно важны для бурята в старинные времена. Часто мальчиков усаживали верхом в девятимесячном возрасте – даже раньше, чем ребёнок начинал ходить. В музеях национальной культуры можно увидеть седло и стремена крошечного размера, как раз под ножку такого малыша. Меткость при стрельбе была не менее важна, хотя с появлением огнестрельного оружия лук и стрелы отошли на второй план. И уж конечно мужчины должны уметь драться! Весовые категории при борьбе в расчёт не принимались. Правила борьбы могли немного отличаться в разных районах, но в основном сводились к тому, чтобы заставить соперника коснуться земли третьей точкой, будь то колено, локоть или спина.
Во времена Чингисхана ханы и нойоны присматривали себе солдат на таких соревнованиях. Учитывая то, что участие могли принимать баторы любого достатка и происхождения, Сурхарбан можно считать неплохим «социальным лифтом» того времени.
Суровые времена прошли, а Сурхарбан так и оставался любимым и важным днём для бурятского народа. Кроме соревнований, это ещё и национальный танец ёхор, угощения от бурятских хозяек, обряды задабривание духов и многое другое.
Традиции Сурхарбана благополучно пережили советские времена, так как его противопоставляли Сагаалгану, носящему религиозный окрас, а следовательно, неугодному в советском обществе. Именно в двадцатом веке праздник утвердился в своём названии и формате, став районным мероприятием.
Ёрдынские игры
По своим традициям очень напоминают Сурхарбан – те же соревнования в трёх главных видах спорта, те же бурятские угощения и ёхор до упаду. Но если Сурхарбан – местечковое событие, то на Ёрдынские игры издревле съезжались буряты из разных краёв, да и соревнования были лишь предлогом…
Недалеко от устья реки Анга в Ольхонском районе находится гора Ёрд – сопка идеально круглой формы высотой около 40 метров над долиной и окружностью в 700 шагов. Как и всё необычное, Ёрд считается священным местом, где проводят обряды, а восхождение разрешается только мужчинам. В дни празднества буряты становились в хоровод вокруг горы (на это требовалось не менее 700 человек) и танцевали ёхор шесть дней и ночей, снашивая несколько пар обуви. На самом деле, Ёрдынские игры были призваны решить одну из главных проблем кочевых народов.
Как мы уже говорили, буряты уделяют большое внимание своему роду. Родители долго экзаменуют будущего зятя и невестку, преследуя сразу две цели: во-первых, не стоить связывать жизнь с человеком, не знающим своих корней, и во-вторых, если обнаруживаются даже далёкие родственные связи влюблённых, такой брак не одобряется. Обычно в соседних улусах почти все были связаны какой-то степенью родства, и большой фестиваль вблизи Байкала был отличным поводом перезнакомить молодёжь из дальних мест.
Традиции Ёрдынских игр утерялись в огне социальных перемен начала двадцатого века, и почти через сто лет начали возрождаться. В настоящее время их проводят раз в два года (ближайший фестиваль состоится 14-16 июня 2019), возрождая интерес к старинной бурятской культуре и укладу жизни.
Алтаргана
Ещё один спортивно-национальный праздник называется в честь степного кустарника семейства бобовых – караганы карликовой, что в бурятском и монгольском языке называется Алтаргана. Идея фестиваля возникла в Монголии в 1994 и первые несколько лет он был фестивалем национальной песни. Впоследствии Алтаграну вывели на международный уровень, и сейчас проводят раз в два года поочерёдно в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае и Монголии. Помимо песен, фестиваль включает спортивные соревнования, скачки, борьбу, разбивание костей голыми руками, концерты, научную конференцию.
Голос кочевников
За свою почти десятилетнюю историю главный музыкальный фестиваль (как настоящий кочевник) побывал на всех крупных площадках Улан-Удэ, в этнографическом музее, а впоследствии переехал в степь – в комплекс «Степной Кочевник» вблизи села Нарын-Ацагат. Организаторам хорошо удаётся реализовать принятую концепцию этнофутуризма, то есть традиций, что направлены в будущее. В рамках фестиваля выступают именитые исполнители из России, Китая, Монголии, Украины, Японии, США и многих других стран, а так же представители национальных рок-групп. Бурятский рок – это билет в другой мир, это горловое пение, переливы морин-хура (национальный инструмент, в качестве струн использующий конский волос), звуки варгана. Это – закрыть глаза и почувствовать себя тем самым «степняком» под бесконечными звёздами. Фестиваль призван открыть новое пространство для общения и обмена культурами, и отлично исполняет своё предназначение.
Говорят, для того, чтобы понять душу народа, нужно хотя бы раз побывать на его празднике. Бурятский народ и культура богаче и глубже, чем покажет любой фестиваль, но каждый из них поможет вам приблизиться к пониманию и откроет новую грань удивительной степной души.