Два берега Байкала.
Такие близкие и такие разные.
До недавнего времени Байкал разделяла лишь граница субъектов РФ, а теперь отправляясь из Иркутска, например, в Аршан мы можем гордо заявить: «Еду на Дальний Восток!». Но что бы ни происходило в административном делении нашей страны, большая часть западного берега Байкала принадлежит Иркутской области (всё ещё Сибири), а восточного – республике Бурятия. Чем же они отличаются?
Если говорить о природе, такое деление слишком примитивно. Каждый уголок, природный массив, чуть ли не каждая бухта уникальны по-своему. Опытный байкальский путешественник с большой долей точности определит берег Байкала на фото. Даже не по мысам, деревням и достопримечательностям. По характеру волн. Цвету воды. Растительности. Но всё-таки обобщить можно: если на западном берегу Байкал суров, глубок и холоден, то восточный куда богаче на ласковые волны заливов. Все самые крупные (Баргузинский, Чивыркуйский, Провал) располагаются с восточной стороны. Вода в них (да и в маленьких бухтах вне заливов) может прогреваться до 23 градусов. Рай для любителей пляжного отдыха! Суровый сибирский рай. Жители республики очень этим гордятся. Тогда как ехать на иркутскую сторону славного моря за ровным загаром не стоит. Западный Байкал – про скалы, обрывы, свалы (так называется подводный склон) глубиной в несколько сот метров совсем не далеко от берега.
Говоря об административных плюсах и минусах, нельзя не отметить посёлки Новоснежная и Выдрино, что находятся совсем близко по разные стороны границы. То есть жители Иркутской области через речку ходят в гости в Бурятию. Эти самые жители платят за электроэнергию по «иркутскому тарифу» (к слову, самому низкому в стране), а их соседи – в три с лишним раза больше.
Этнос и традиции.
Основные же различия касаются этнических бурятов, их традиций, укладов и верований. Этот не очень многочисленный народ издревле кочевал по обоим берегам славного моря и не только. Культура бурят передавалась в основном из уст в уста, традиции видоизменялись. Вот и вышло, что бурятский этнос – головная боль добросовестного краеведа, который всё хочет выяснить, как правильно. А в каждой деревне правда своя. Например, на иркутской стороне в старинные времена маленькие девочки носили одну косу, девушки на выданье – много маленьких косичек, а замужние женщины всегда заплетали две. Две косы – два рода, что сплелись на её голове и в жизни. А в Бурятии всё наоборот. Две косы – девушка, одна – замужняя женщина.
Ещё одна важная байкальская традиция может выдать принадлежность к одному из берегов. Традиция эта вышла из рамок этнических бурят и органично вписалась в жизнь всех байкальских жителей любой национальности и вероисповедания. Такие места накладывают свой отпечаток… Итак, чтобы поездка на Байкал прошла хорошо, нужно непременно задобрить духов. Делать это лучше в священных местах, которые вы легко узнаете по столбам с двумя или тремя прорезями для коновязи, разноцветным лентам и другим подношениям. Духи вообще-то не очень отличаются от людей. Вот и подношения в основном делают тем, на что и люди падки: деньги, сигареты, еда, алкоголь. Много тонкостей связанно с временем, целью подношения, отдельным духом. Кто-то принимает лишь белую пищу в дар. Кто-то больше любит деньги – именно монеты орлом вверх. Но не углубляясь в этот дивный мир, отметим: чаще всего люди «бурханят» (Бурхан – божество) алкоголем. Остановившись в святом месте по дороге на Байкал, в начале застолья, перед важным делом. Человек берёт рюмку в правую руку, опускает безымянный палец левой в рюмку и «брызгает». После процедуры всё не востребованное духами можно выпить или вылить на землю. Различия вот в чём: с иркутской стороны «брызгают» в небо (духам), на стол (хозяевам), на правую и левую сторону груди (своему роду с отцовской и материнской стороны). В Бурятии отправляют подношения по четырём сторонам света.
Религии Байкала.
Вот и разберись, как правильно… Таких мелочей из прошлого можно много насобирать, а в наши дни главное отличие иркутских бурят от бурятских – религия.
Ещё в начале XVII века тибетский буддизм проник в Забайкалье через Монголию. Нелегко и не сразу, но большая часть местного населения стали буддистами. Западный же берег остался верен исконной религии этих мест – шаманизму и по сей день. В Бурятии находится центр буддизма России – Иволгинский дацан и ещё сотни буддийских храмов. На западном берегу Байкала мало культовых буддийских сооружений, зато почти в каждой деревне живёт практикующий шаман, который может помочь в делах, подправить здоровье, указать верный путь, источник проблем и многое другое. Впрочем, в буддизме эту роль играет лама – монах, к которому местное население обращается по аналогичным вопросам.
Буддизм в Бурятии проник даже в светские сферы жизни. Например, Сагаалган (новый год по восточному стилю) – официальный выходной в республике. В «праздник белого месяца» верующие посещают храм, ходят в гости, дарят подарки, едят белую пищу, а миряне радуются внеочередной возможности выспаться. И если 1 января для большинства жителей Бурятии - ночь вечеринок с друзьями, то Сагаалган – строго семейный праздник.
Но откровенно говоря, мы никогда не встречали жителя Прибайкалья или Забайкалья, который был бы строгим буддистом или строгим шаманистом, отрицающим чуждые традиции. Эти религии органично переплелись в современном мире, и многие местные жители могут обратиться к шаману с каким-то вопросом, а к ламе – с другим. Или даже с одним и тем же, чтобы наверняка. Посетить хурал, а потом помолиться Вечному Синему Небу. Шаманы и ламы совсем не против, пока люди с уважением относятся к обеим религиям и друг к другу.
Байкал западный и восточный. Иркутская область и Бурятия. Сибирь и Дальний Восток. Много нюансов, много различий. Но свойственно и общее – любовь к этому дикому, прекрасному краю, любовь, которая не меняется от пересечения реки Снежная, мыса Елохин или водной границы.